Главная    Авторы

 

 

Литературное объединение Третья пятница Ярославль
Третья пятница, Ярославль, осень 2005.
Слева направо:
Ольга Люсова, Виктор Левашов, Игорь Мельников, Любовь Новикова, Дима Васильевский, Евгений Веселов.

Новикова Любовь Николаевна

 

Новикова Любовь Николаевна - родилась 23 октября 1959 года в селе Надежда Ставропольского края. Стихи начала писать лет в 12 и никогда не думала, что они будут значить для меня так много, точнее сказать, станут моей жизнью. В 1979 году по окончании Ставропольского строительного техникума приехала в Ярославль. Работала на заводе стройконструкций мастером, затем инженером по труду. В начале 1980 года пришла в литературное объединение при областной молодежной газете "Юность", где в апреле появилась первая подборка моих стихов. Через два года поступила на заочное отделение Литературного института имени Горького. В 1988 года, в год окончания института в Верхневолжском книжном издательстве вышла первая книга моих стихов "Сирени цвет", смертельно изуродованная редактором, а потому не принесшая мне никакой радости. Много публиковалась в местной периодике, но большого значения этим публикациям никогда не придавала. Стихи печатались в коллективных сборниках издательства "Современник", в журналах "Наш современник", "Волга", "Звезда". Мой уход в духовное подполье в 90-е годы был для меня, пожалуй, самым плодотворным, тогда-то и сложилось во мне понимание того, что значат для меня стихи. Это понимание помогло мне раскрепоститься, обрести более свободный, независимый от чужих мнений голос. Я поняла, что стихи для меня, как песня для птицы. Ведь ей вовсе неважно слушает ли ее кто-нибудь, ей важно петь.

Летом 1992 года меня приняли в союз российских писателей. В феврале 1998 года газета "Золотое кольцо" пригласила меня на работу в качестве руководителя литературного объединения. Вторая книга моих стихов "Лицом в ладони" выпущена за свой счет в 2000 году. Через четыре года за счет средств областной администрации вышла в свет третья книга моих стихов "Молитесь обо мне". Надеюсь, не последняя, ибо материала в моем столе хватит не на одну книгу.

 

 

Как все начиналось…

 

(выдержка из «Истории жизни «Третьей пятницы»)

 

В 80-х годах прошлого века сама я прошла школу литературных объединений. Занималась сразу в двух - "Ярус" при областной молодежной газете "Юность" под руководством поэта Василия Пономаренко и "Старт" при ДК моторного завода под руководством поэта Артура Вороненко. Не буду говорить об уровне творчества моих тогдашних собратьев по перу, об этом не мне судить, но то, что почти все они так или иначе на протяжении всей своей жизни служат слову - факт неотъемлемый. Любая культура растет лишь в соответствующей ей среде.

Так называемые экономические реформы середины 90-х годов начали свое победное шествие по России именно с искоренения слова как структуры, не приносящей экономической выгоды. Исчезли не только литературные объединения. Прекратилось государственное финансирование всех мероприятий, связанных с развитием словесного творчества. Литературно-художественные издательства были переведены на самоокупаемость, то есть они вынуждены были перейти на издание коммерческой макулатуры, не имеющей никакой духовной ценности. Газетные полосы, отдаваемые ранее культуре художественного слова, пошли под рекламу. Газетам тоже надо было выживать. Если в столичных городах еще худо-бедно держались толстые литературные журналы, то провинция была поставлена в условия полной капитуляции литературы перед рублем. В литературе начался период застоя.

В середине 90-х годов я работала в библиотеке педагогического университета. Жить на зарплату библиотекаря мог себе позволить тогда только самоубийца. Когда редактор газеты "Золотое кольцо" Алексей Михайлович Невиницын предложил мне руководить литературным объединением при газете, то согласилась я на это лишь потому, что за эту работу полагалась мне вознаграждение в 200 рублей ежемесячно. Полагала я, что не имея никаких педагогических способностей, не долго я продержусь в качестве инженера человеческих душ. Но, вероятно, в данной работе педагогические способности не являются доминирующими.

На первое занятие, состоявшееся в конце февраля 1998 года, пришло четыре человека. На первый взгляд, ничего ценного в их произведениях не было. Первой жертвой нашего, а на тот период точнее будет сказать моего, обсуждения стала Елена Попова. В ее школьной тетрадке были стихи крайне неумелые. Прочитав их, я поняла, что сказать доброго слова здесь не о чем. А это значит, что мой маленький коллектив должен неминуемо рассыпаться после моих размышлений над тетрадкой Лены Поповой. Поскольку размышления эти не были веселыми. Целый месяц читала и перечитывала я почти совсем лишенные ритма и рифмы стихи студентки медакадемии, пытаясь уловить хоть что-то цельное, увидеть крохотное зернышко, которое могло бы дать надежду на то, что из этого может что-то вырасти. И наконец, увидела 8 строчек "Будильника". Увидела и вдруг поняла, что Елене Поповой мешает рифма. Пытаясь, во что бы то ни стало, ее найти, девушка теряет свободу мысли. А в результате - ни рифмы, ни мысли. Для меня это было открытием, ключом к миру Лены. До сих пор, присылая мне поздравительные открытки, она нет-нет да и поблагодарит меня за то, что я отучила ее писать в рифму. А тот самый "Будильник" появился на первой литературной странице нашего литобъединения, появившейся в газете "Золотое кольцо" 10 сентября 1998 года.

В этом и следующем году к нам пришли те, кто составляет основной костяк литературного братства до сих пор - Александр Чернолихов, Виктор Левашов, Ольга Кличук, Ирина Степанова, Евгений Барышев, Евгений Веселов, Дима Васильевский, Игорь Мельников, Ольга Люсова, Дмитрий Семенов.

1999 - 2001 годы можно назвать не только годами становления коллектива, но и годами его расцвета. И связано это прежде всего с тем, что в июне 1999 года я устроилась на работу в газету "Городские новости", главным редактором которой был тогда ныне покойный Гусман Габдуллаевич Кадыров. Именно он преподнес нам тогда царский подарок - ежемесячную литературную полосу, на которой мы были единственными хозяевами. Нас не только никто не правил здесь, мы сами получили свободу оформлять свою страницу графически. Тут-то и развернулся наш коллектив во всю мощь и ширь. Оказалось, что многие из нас не только недурно пишут, но и рисуют неплохо. За период жизни в газете "Городские новости" мы выпустили 18 полновесных литературных страниц, что во многом способствовало сплочению коллектива. Увидев плоды своего труда, люди почувствовали свою востребованность. А это всегда вдохновляет…

 

Авторы    Главная